Описание опыта

Воспитательная практика

1. Направление: духовно – нравственное воспитание, приобщение к культурному наследию.

2. Название реализованной практики: театральный кружок «Задоринки», «Чудеса своими руками».

3. Автор предъявляемого педагогического опыта: Шкода Ирина Александровна, учитель начальных классов МОБУ «Гимназия №7».

4.Оригинальная  идея: воспитание духовно – нравственной, творческой личности младшего школьника через организацию театральной и рукотворческой деятельности посредством системно – деятельностного подхода.

         Младшие школьники наиболее восприимчивы для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. В определении современного национального воспитательного идеала делается ставка  на отечественные традиции и сохранение преемственности по отношению к воспитательным идеалам предшествующих эпох.

         Я, как классный руководитель стремлюсь к воспитанию личности свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся, потому что наличие такой личности делает возможными частное и коллективное преуспевание и развитие, ведь человек становится личностью только в обществе.    

         Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Я делаю всё возможное, чтобы эти ценности хранились в культурных и семейных традициях, передавались от поколения к поколению.      Моя задача – обеспечить формирование и сохранение базовых ценностей в укладе школьной жизни, которая включает в себя урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

         Для каждого ребенка театр может быть представлен в двух ипостасях: как вид искусства, в процессе восприятия которого ребенок выступает в роли зрителя, и как театрализованная деятельность, в которой он сам участвует. Специальные исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, убедительно показали, что обе роли (и зрителя и актера) являются для развития ребенка очень значимыми.

         Мною разработана программа внеурочной деятельности «Театральный кружок «Задоринки». Программа по содержательной и тематической направленности является художественно-эстетической; по функциональному предназначению общекультурной; по форме организации – групповой. Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение прошлого опыта. Содержание программы расширяет представления учащихся о художественных стилях и направлениях в искусстве, знакомит с историей искусства, формирует чувства гармонии. В кружок принимаются все желающие. На занятиях ребята знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства. Работа   ориентирована на развитие личности ребенка

         Деятельность театрального кружка «Задоринки» располагает большими возможностями в осуществлении социально-культурного воспитания учащихся (формировании эстетических суждений, художественного вкуса, нравственных ценностей личности, основных коммуникативных навыков, способов работы с партнером и в коллективе, самоактуализации и самовоспитания, трудолюбия, самоорганизованности и ответственности и др.), обеспечивая формирование разных типов общения, овладение спецификой театральной деятельности.

         Театрализованные представления («Русские посиделки», «Легенды родного края», «Красна изба углами», «Приключения в осеннем лесу», «Новые приключения трёх поросят», «День рождения Веснушки», «Невероятные приключения  Пети в стране Нехочухи», «Сказочное приключение или похищение Золотого орешка знаний»), которые были представлены на суд зрителей, способствуют развитию всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического). Активное участие в театрализованных представлениях обогащает детей новыми впечатлениями, дает возможность приобрести новые навыки, закрепить ранее полученные. Кроме того, развиваются их творческие способности, формируются организаторские способности, создаются благоприятные условия для дружного детского коллектива, т.к. весь коллектив, активно участвует в подготовке спектаклей. Дети учатся смотреть на себя со стороны, согласовывать свои действия с партнерами, строить взаимодействие и общение друг с другом с учетом индивидуальных особенностей. Выступление перед зрителями формирует уверенность в себе. Ребята учатся  понимать состояние другого человека, выражать свои эмоции, действовать сообща.

         Одной из важных задач деятельности кружка является позитивное отношение к себе, как к личности, к своим сверстникам и другим людям, ведь именно в театре с наибольшей доступностью, полнотой и яркостью люди видят отражение своей жизни. Воспитательные возможности деятельности театрального кружка огромны: ее тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно — от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе и позволяет формировать опыт нравственного поведения, повышает жизненный тонус детей.

         За последние три года реализации программы театрального кружка основам театрализации обучено более 35 человек. Это означает, что большинство из ребят получили базовые коммуникативные компетенции.

         Полезным эффектом реализации программы стало получение базовых коммуникативных компетенций учащимися начальной школы, умение держаться на сцене, навыки выразительной речи, эмоциональная отзывчивость и общая культура поведения. Данные опроса родителей учащихся 4 класса свидетельствуют о том, что занятия в театральном кружке «Задоринки» позволили им улучшить эмоциональный контакт со своими детьми (92%). Опрос учащихся показал, что 85 % из них хотели бы заниматься в театральном кружке в основной школе, в Школе искусств либо в ЦВР .

Ещё одной программой, которая ориентирована на духовно-нравственное развитие и приобщение школьников к культурному наследию, является программа кружка дополнительного образования «Чудеса своими руками», которая интегрируется в предыдущую программу.

Деятельность в рамках кружка позволяет знакомить детей с историей возникновения игрушки; обучение приемам работы с фетром и аксессуарами; раскрытие потенциальных творческих способностей каждого ребенка через творческий поиск; развитие художественного вкуса, умения анализировать; создание своими руками игрушки.

Ничто не дарит такого чувства удовлетворения как работа, выполненная своими руками. Самая эффективная, действенная и одновременно наиболее результативная форма приобщения учащихся к пониманию высокой духовной значимости, поэтичности и красоты произведений народного искусства – практическое участие самих детей в создании разнообразных изделий. Сопричастность к творческому процессу изготовления художественных изделий. Близких тем в технологии, что создают народные мастера, не только и не столько развивает в учащихся навык работы с материалом, но главное позволяет им ощутить радость от того что они научились делать красивые и полезные вещи, почувствовать себя творцами и художниками. Выполняя различные изделия, сначала самые простые, а затем и сложные, учащиеся овладевают определенными навыками, знакомятся с понятиями композиции, орнамента, цветоведения, узнают основы дизайна и художественного оформления.

Неотъемлемой частью воспитательного процесса является эстетическое воспитание и развитие творческих способностей детей. Развитие мелкой моторики и координации движений руки - важный момент в работе педагога, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Поэтому необходимо уделять внимание упражнениям, способствующим развитию умелости рук.

Любая поделка требует выполнения трудовых операций в определённой последовательности, а значит, учит детей работать по плану, соблюдая последовательность выполнения работы.

Техника изготовления поделок из фетра требует ловких действий, следовательно, способствует развитию мелкой моторики, что в свою очередь благотворно влияет на речевые зоны коры головного мозга. В процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность.

Детьми изготовлены подарки родителям, организовано и проведено совместно с родителями 6 выставок декоративно – прикладного творчества. Кроме того, обучающими выполнено 5 декораций к спектаклям.

Важными полезными эффектами от реализации программы считаю формирование у обучающихся личностных компетенций, таких как собранность, ответственность за порученное дело, инициативность, самостоятельность, уверенность в себе, чувство коллективизма, уважение к труду. Эти качества помогают детям в освоении основной образовательной программы начального общего образования: результаты промежуточной аттестации в моём классе высокие (2019 – 2020уч.г. – 75%, 2020 – 2021 уч.г. – 78%, при отсутствии неуспевающих учеников).