Описание опыта

 

Организация воспитательной внеурочной деятельности

в начальной школе

Направление: культура здорового образа жизни

Название реализованной практики: авторский педагогический проект «Разговор о здоровье и правильном питании»

Автор предъявляемого педагогического опыта: Шевлякова Елена Павловна, учитель начальных классов МОБУ «Гимназия № 7»

Оригинальная идея: посредством организации совместной с участниками образовательного процесса и социальными партнёрами инновационной деятельности сформировать у младших школьников положительное отношение к здоровому образу жизни

На протяжении всей своей педагогической деятельности я являюсь классным руководителем учеников младших классов. Начальная школа – важный этап в формировании у ученика не только предметных и надпредметных компетенций, но и в формировании личных качеств физически здорового ребёнка. Как педагог, несущий ответственность за жизнь и здоровье детей, цель своей работы вижу не только в сохранении здоровья учащихся, но и в организации деятельности, направленной на его укрепление и качественное улучшение.

Актуальным направлением здоровьесберегающей педагогики является организация детского питания. Эта тема доступна для понимания, изучения, присвоения знаний учащимися младшего школьного возраста.

Как классный руководитель организую образовательную внеурочную деятельность с учащимися первой ступени обучения через педагогические проекты «Разговор о правильном питании», «Две недели в лагере здоровья», «Домик друзей на улице Сезам».

Данные педагогические проекты рассчитаны на трехгодичный срок реализации. Первый и второй  годы обучения строятся на основе программ «Разговор о правильном питании» и  «Две недели в лагере здоровья», рекомендованных Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования РФ, разработанных специалистами Института возрастной физиологии РАО Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г., поддерживаемых компанией «Нестле». Данные программы мною дополнены и  адаптированы,  реализовались в рамках занятий кружка «Разговор о правильном питании» (1 раз в неделю, 2-3 кл.)

Программа 3-го года обучения «Домик друзей на улице Сезам» является авторской и полностью направлена на агитационную работу за здоровый образ жизни среди детей и взрослых. Она реализуется в рамках занятий кружка  «Домик друзей на улице Сезам», проводимых 1 раз в неделю (4 кл.)

В течение первых двух лет обучения дети активно присваивают знания в области основ правильного питания, осознают ценность своего здоровья и необходимость его сохранения, приобретают практические навыки организации правильного питания, соблюдения его законов. К третьему году обучения у учащихся, кроме потребности в заботе о своем здоровье, возникает необходимость в трансляции полученных знаний, в агитации окружающих (детей, взрослых) за здоровый образ жизни.

Формы организации образовательного процесса разнообразны. Это совместные родительские собрания («Правильное питание: жизненно-важная необходимость или придуманная врачами страшилка?»), семейные проекты («Какова еда и питьё, таково и житьё», «Режим питания»), презентации, доклады, семейные праздники и викторины («В гостях у Нептуна», «Приходите к нам на репу», «Праздник хлеба»), мини-проекты,  кулинарные конкурсы («Блюда из рыбы», «Готовь припасы летом, чтобы порадоваться зимой»), семейные стенгазеты («Кухня моей семьи» «Рецепты моей бабушки»), «живые» газеты («Столовая нашей школы»), семейные спортивные соревнования, практические занятия («Готовим сок», «Школа этикета», «Делаем кашу вкусной и красивой»), экологические игры («Путешествие по Приморской тайге»), экскурсии в школьную столовую, кондитерский цех, на молокозавод, хлебозавод  и др.

Высокий уровень присвоения детьми знаний достигается через творческую деятельность учащихся (написание театральных миниатюр на тему «Здоровый образ жизни», показ спектаклей зрителям) практическое участие ребят в разработках и реализациях мероприятий (проект «Кулинарный глобус», мини-проект «Наша столовая», урок-путешествие «Прогулка по улице Сезам» и другие), через привлечение родителей в совместную деятельность (кулинарный семейный конкурс «Праздничное меню для Зелибобы», праздник для всей семьи «Кулинарное путешествие в Зазеркалье» и другие).

Полезным эффектом данного опыта является  практическое применение сформированных компетенций в области здорового питания сначала в школе, а потом и в родительской семье. Результатом реализации проекта явилось изменение  отношения детей к питанию в школе и семье. Проведя наблюдение за предпочтениями детей во время ежедневного горячего питания в школе до данной целенаправленной деятельности и после, я пришла к выводу, что у детей изменилось отношение к молочным блюдам, хлебу, мясным блюдам.

     Согласно наблюдениям, не любили молочные блюда 14 человек, не ели хлеб 8 человек, а мясные блюда не употребляли в пищу 10 человек. После организованной деятельности количество этих детей уменьшилось:  молочные блюда не едят 5 человек, хлеб -1 человек, мясные блюда – 2 человека. Положительная динамика приобщения к рациональному питанию составляет 30%, 24% и 27% соответственно.

     Результаты проведенного тестирования детей показали, что целенаправленная деятельность повысила осведомлённость детей в вопросах рационального питания. Они усвоили, что пища должна быть сбалансирована, разнообразна, богата витаминами и минеральными веществами; рацион питания должен учитывать следующие факторы: сезонные изменения, физическую нагрузку, возраст человека.

Результаты анкетирования родителей, проведённом на итоговом родительском собрании, показали, что полученные учащимися и их родителями знания и приобретённые компетенции повлияли на изменение организации питания в семье:

  • проведена корректировка семейного питания с учётом занятий ребёнка спортом –  в 7 семьях.
  • проведена корректировка семейного питания с учётом рационального питания по режиму (белковая пища в первой половине дня, молочные блюда – вечером) – в 5 семьях.
  • помогла в составлении ежедневного меню питания школьника с учётом калорийности продуктов и суточной потребности детей в жирах, белках, углеводах, витаминах  –3семьям.                                                                                                      
  • помогла в организации необходимого для ребёнка горячего завтрака      – 10 семьям.

Результаты анкетирования родителей показывают, что использование данной методики вызвало реальные изменения в поведении детей в отношении собственного питания. Они стали:

  • соблюдать режим питания – 24 человека (83%)
  • самостоятельно контролировать соблюдение правил гигиены – 29 человек (100%)
  • отдавать предпочтение при выборе продуктов наиболее полезным для здоровья –
    29 человек (100%).

У 14 человек появилось устойчивое желание готовить пищу.

Данные показатели свидетельствуют о стойком формировании у  обучающихся потребности в здоровом образе жизни.